14 апреля 2017 г.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком С.Л. (1930 – 1996) и Матвеевым В.М.(1932 – 1989), а так-же И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребёнка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»:

Уровень и характер применения: метатехнология, являющаяся общей платформой большинства современных образовательных технологий.

Философская основа: гуманистическая + антропософская.

Методологический подход: личностно ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный, коммуникативный.

Ведущие факторы развития: комплексные: био-, социо- и психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
Ориентация на личностные сферы и структуры: всесторонняя, гармоническая.

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, общеобразовательный, проникающий.

Вид социально-педагогической деятельности: воспитательная, психолого-социально-педагогическая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + индивидуальное.
Организационные формы: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, субъект-субъектный (сотрудничество).

Преобладающие методы: проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые.

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.

Категория объектов: массовая (все категории).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
 
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин