Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своей деятельности и её результатов. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении – это «разговор с самим собой». Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
На данном этапе организуется самоанализ и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности, то есть рефлексия тесно связана с целеполаганием, в этом случае она – не только итог, но и старт для новой цели.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Психологи различают несколько видов рефлексии, среди них и эмоциональную.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния обучающихся целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности для проверки эмоционального состояния. Применяются карточки с изображением лиц (смайлики); цветовое изображение настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Например, приём «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Дорисовать в готовую форму смайлика своё «настроение».
Мы предлагаем использовать на этапе эмоциональной рефлексии такие приёмы:
Приём «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого).
- Подумайте кого можно похвалить и за что. Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите друг друга и учителя за проведенный урок.
Приём «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ, олицетворяющий идею урока.
Приём «Голос благодарности»
Это ритуальный способ публичного признания учителем успеха обучающихся. Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.
- Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок. Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу… (отвечал, размышлял, думал, наблюдал…)
Приём «Цветное настроение» Обыграть любую форму заполнения цветом. Настроению соответствует цвет:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное, тёплое;
- жёлтый – светлое, приятное;
- зелёный – спокойное;
- синий – неудовлетворённое, грустное;
- фиолетовый – тревожное, напряжённое;
- чёрный – упадок, уныние.
Рефлексия оценочная
Приём «Лесенка успеха»
- Могу
- Понимаю
- Знаю
Вопросы:
- Какую цель ставили?
- Как удалось достичь поставленную цель?
- Что узнали (запомнили)?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Что было трудно?
- Над чем надо поработать?
Вопросы для этапа рефлексии:
- Ваши главные результаты сегодня?
- Благодаря чему вам удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали?
- Какие идеи возникли во время выполнения задания?
- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
Приём «Продолжи фразу»
- Мне больше всего удалось…
- Я могу себя похвалить…
- Мне было интересно….
- Мне было трудно…
- Я хочу сказать спасибо…
Приём «Плюс-минус-интересно»
«П» «М» «И» Что понравилось, что не понравилось, любопытные факты или вопрос учителю.
Этот прием можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.
«П» |
«М» | «И» |
В графу «П» – «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке
В графу «М» – «минус» записывается всё, что не понравилось, ситуаций.
В графу «И» – «интересно» – вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Приём «Расскажи по схеме»:
- я знаю
- я запомнил
- я смог
Приём «Сенкан» (в рус. варианте – сенквейнов) – в переводе с франц. «поэтический пятистрочник» – используется во время подведения итогов урока, изучения темы. Таким образом, ученик имеет возможность из большого объёма информации отобрать главное и подать его в сжатой форме. Во время создания сенкана должны быть выполнены определённые условия, то есть он должен иметь определённую форму, а именно:
- 1-я строка – одно существительное: главное, о чём идёт речь в данной теме;
- 2-я строка – два прилагательных: описывают изученное явление (представлено в первой строке);
- 3-я строка – три слова: глаголы или описание действия;
- 4-я строка – четыре слова: фраза, которая предусматривает личностное отношение к теме;
- 5-я строка – одно-два слова: синоним к существительному в 1-й строке.
«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока»
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Приём «Определите, на каком уровне вы находитесь»
- не знаю
- сомневаюсь, что знаю
- знаю
- знаю и объясню другому
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин