28 апреля 2017 г.

Практические советы для проведения эмоциональной рефлексии на уроке

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своей деятельности и её результатов. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении – это «разговор с самим собой». Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

На данном этапе организуется самоанализ и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности, то есть рефлексия тесно связана с целеполаганием, в этом случае она – не только итог, но и старт для новой цели.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Психологи различают несколько видов рефлексии, среди них и эмоциональную.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния обучающихся целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности для проверки эмоционального состояния. Применяются карточки с изображением лиц (смайлики); цветовое изображение настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Например, приём «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Дорисовать в готовую форму смайлика своё «настроение».

Мы предлагаем использовать на этапе эмоциональной рефлексии такие приёмы:

Приём «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого).

  • Подумайте кого можно похвалить и за что. Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите друг друга и учителя за проведенный урок.

Приём «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ, олицетворяющий идею урока.

Приём «Голос благодарности»

Это ритуальный способ публичного признания учителем успеха обучающихся. Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.

  • Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок. Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу… (отвечал, размышлял, думал, наблюдал…)

Приём «Цветное настроение» Обыграть любую форму заполнения цветом. Настроению соответствует цвет:

  • красный – восторженное;
  • оранжевый – радостное, тёплое;
  • жёлтый – светлое, приятное;
  • зелёный – спокойное;
  • синий – неудовлетворённое, грустное;
  • фиолетовый – тревожное, напряжённое;
  • чёрный – упадок, уныние.

Рефлексия оценочная

Приём «Лесенка успеха»

  1. Могу
  2. Понимаю
  3. Знаю

Вопросы:

  • Какую цель ставили?
  • Как удалось достичь поставленную цель?
  • Что узнали (запомнили)?
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Что было трудно?
  • Над чем надо поработать?

Вопросы для этапа рефлексии:

  • Ваши главные результаты сегодня?
  • Благодаря чему вам удалось их достичь?
  • Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали?
  • Какие идеи возникли во время выполнения задания?
  • Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Приём «Продолжи фразу»

  • Мне больше всего удалось…
  • Я могу себя похвалить…
  • Мне было интересно….
  • Мне было трудно…
  • Я хочу сказать спасибо…

Приём «Плюс-минус-интересно»

«П» «М» «И» Что понравилось, что не понравилось, любопытные факты или вопрос учителю.
Этот прием можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.

«П»

«М» «И»
В графу «П» – «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке

В графу «М» – «минус» записывается всё, что не понравилось, ситуаций.

В графу «И» – «интересно» – вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приём «Расскажи по схеме»:

  • я знаю
  • я запомнил
  • я смог

Приём «Сенкан» (в рус. варианте – сенквейнов) – в переводе с франц. «поэтический пятистрочник» – используется во время подведения итогов урока, изучения темы. Таким образом, ученик имеет возможность из большого объёма информации отобрать главное и подать его в сжатой форме. Во время создания сенкана должны быть выполнены определённые условия, то есть он должен иметь определённую форму, а именно:

  • 1-я строка – одно существительное: главное, о чём идёт речь в данной теме;
  • 2-я строка – два прилагательных: описывают изученное явление (представлено в первой строке);
  • 3-я строка – три слова: глаголы или описание действия;
  • 4-я строка – четыре слова: фраза, которая предусматривает личностное отношение к теме;
  • 5-я строка – одно-два слова: синоним к существительному в 1-й строке.

«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока»

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Приём «Определите, на каком уровне вы находитесь»

  • не знаю
  • сомневаюсь, что знаю
  • знаю
  • знаю и объясню другому
 
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин