31 мая 2017 г.

Интересные школы России. Новороссийская средняя школа – растит будущих фермеров

Народа в посёлке Новороссийский (Алтайский край) живёт меньше, чем в среднестатистической городской многоэтажке. Тем не менее, благодаря былой мощи местного колхоза, здесь заасфальтированы все улицы (на зависть соседним деревням), есть ночное освещение и удивляет своими размерами двухэтажное добротное здание школы.

В школе учится всего 117 человек, с первого по одиннадцатый класс. Кроме большого по сельским меркам здания, у неё есть учебно-производственный комплекс, участок земли на один гектар под сад-огород и 250 гектаров пашни, на которых трудятся сами школьники. Ученики школы получают рабочую специальность «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и базовые знания по агрономии, которые позволяют без дополнительной подготовки поступить в любой сельскохозяйственный вуз.

Практика работы ученических производственных бригад на полях, «по-взрослому», появилась в Советском Союзе в 1954 году, тогда же, когда начали поднимать целину. Школьники сельской местности получали навыки работы в поле под патронажем колхозов. В конце 1980-х, когда колхозы переживали не лучшие времена, школы лишились их поддержки и постарались избавиться от нелёгкого груза начальной профессиональной подготовки. Ученические производственные бригады канули в лету.

Но не все. В Новороссийской школе были уверены, что бросать эту практику нельзя. Полноценную личность не воспитать без напряжения, которое даёт труд. Труд учебный, производственный, интеллектуальный должен как можно больше занимать жизнь детей. Надо воспитать в ребёнке культуру труда, чтобы он понимал, откуда хлеб на столе берётся. Тем более что в сельской местности работа на земле –  это естественно, у ребёнка не возникает вопросов, зачем ему, к примеру, уметь полоть грядки.

Ученическая производственная бригада в школе осталась. Мало того, директор добилась в начале 1990-х, чтобы за школой закрепили земельный участок под пашню в бессрочное пользование. Остался и парк сельскохозяйственной техники. Всё это позволило решить две задачи.

Во-первых, школа продолжила выполнять важную социальную функцию – начальной профессиональной подготовки. Ребята даже в кризисные для края времена получали профессию тракториста-машиниста и необходимые навыки работы в сельском хозяйстве. А Алтайский край в условиях, когда большинство молодых людей покидают деревни в поисках лучшей, городской жизни, получал и получает необходимых специалистов для сельского хозяйства.

Во-вторых, благодаря собственной пашне и участку школа смогла прокормиться — в прямом и переносном смыслах. Всё, что выращивается в саду и огороде, оказывается потом в школьной столовой, значительно снижая стоимость питания. Дети весь учебный год едят «свои» овощи, соленья, компоты.

Продажа урожая пшеницы, ржи, подсолнечника, собранного с 250 гектаров, пополняет внебюджетный школьный фонд. Так школа сама зарабатывает себе на проекторы, ремонт и поощрения успешных учеников.

Садово-огородный сезон проходит в так называемую пятую трудовую четверть. С мая по сентябрь дети работают на грядках: высаживают растения, поливают, борются с сорняками, затем собирают урожай. Это коллективная работа, в которой за результат отвечают все. Учителя не раз замечали, что в огороде прививается не только привычка трудиться, но и осознание ценности своего труда. Другими словами, товарищи не дадут отлынивать особо ленивым: взрослым даже не приходится вмешиваться для поддержания дисциплины, включается детская самоорганизация.

Учителя работают на грядках рядом с детьми, и это позволяет всем узнать друг друга с новой стороны, которую никогда не раскроет формальный учебный процесс.
Новороссийская школа не была бы столь необычной, если бы у этого труда на грядках не было научной составляющей. В 1992 году, вместе с обновлённой учебной производственной бригадой в школе появилось своё научное общество «Росток».
Благодаря обществу «Росток» ученики маленькой сельской школы стали «своими» на конференциях в Барнауле, участвуют в конкурсах и слётах в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, и, главное, имеют к моменту окончания школы внушительное портфолио практических исследовательских работ.


Центр международной интеграции