29 мая 2017 г.

Каково значение рефлексии на уроке, и какие методы и приёмы можно использовать в работе с обучающимися?

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель уйти с урока не просто с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния обучающихся целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности для проверки эмоционального состояния. Применяются карточки с изображением лиц (смайлики); цветовое изображение настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Например, приём «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трёх лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Дорисовать в готовую форму смайлика своё «настроение».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала на уроке, например, приём незаконченного предложения, тезиса; подбора афоризма; рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»; оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «я не знал… - теперь я знаю…»); приём «синквейна».

Обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Приём «Плюс-минус-интересно» доктора де Боно можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Данное упражнение позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

В конце урока обучающимся можно предложить написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин