25 августа 2017 г.

Августовские педагогические студии: новые ориентиры для педагогической общественности

21 августа 2017 года в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования начали работу Августовские педагогические студии – это своеобразный круглый стол педагогов, во время которого представляют наиболее весомые достижения педагогической науки и практики, выстраивают перспективы дальнейшего развития образовательной системы Республики и определяют приоритеты нового учебного года.

В первый день этого одного из основополагающих в жизни педагогического сообщества Донецкой Народной Республики научно-методического мероприятия в рамках проблемно-методической студии «Научно-методическое сопровождение процесса реализации Государственных образовательных стандартов и приоритеты деятельности методических служб Донецкой Народной Республики в 2017 – 2018 учебном году», проведенной центром научно-методического тьюторинга, встретились руководители городских и районных методических служб.

Мероприятие началось с профессионального общения с коллегами из Российской Федерации (центр технологического образования АО «Издательство «Просвещение»). Во время вебинара «Концептуальные основы ФГОС» Хангуев Константин Борисович, ведущий методист центра технологического образования АО «Издательство «Просвещение», поприветствовал представителей педагогического сообщества Республики и поздравил с началом нового учебного года. Во время интересного профессионального диалога работники методических служб Донецкой Народной Республики вместе с представителями Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования более детально узнали об основах законодательства и государственной политики в области образования и концептуальных основах ФГОС, тех новых требованиях и новых возможностях, которые они открывают. Кроме того, Константин Борисович детально раскрыл возможности технологического образования в достижении требований ФГОС и акцентировал внимание коллег на том, что эффективная профориентационная работа является неотъемлемой частью реализации ФГОС Российской Федерации.

Методисты активно включились в общение, задавали вопросы и обсуждали точки соприкосновения образовательных систем двух государств, перспективы их развития и дальнейшего сотрудничества.

После завершения дистанционного общения с коллегами из РФ началось профессиональное общение менеджеров образования Донецкой Народной Республики.

В результате работы научно-практического семинара проанализирована результативность обновления форм и содержания деятельности методической службы в рамках внедрения и реализации Государственных образовательных стандартов; выстроена методическая стратегия распространения инновационного методического и педагогического опыта по стимулированию творческого, интеллектуального, духовного развития и удовлетворения потребностей в профессиональной самореализации работников сферы образования в условиях трансформации системы образования.

Проблема достижения физического совершенства человека существует с незапамятных времен. Еще древнегреческий философ Платона говорил: «Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями». В этот же день в рамках семинара по проблеме «Особенности организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура в условиях реализации ГОС» методисты и руководители методических объединений учителей предмета «Физическая культура» обсуждали актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации задач Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также стратегию внедрения и реализации Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» в практику физкультурно-спортивного движения общеобразовательных организаций» в рамках популяризации физической культуры и занятий массовым спортом среди обучающихся.

АРТ-студия руководителей методических объединений учителей художественно-эстетического цикла «Развитие личности педагога художественных дисциплин как условие становление его профессионализма» была ориентирована на ознакомление педагогов с новыми достижениями педагогической, психологической науки и практики, обновленными нормативно-правовыми документами в рамках коррекции программ «Музыкальное искусство» и «Мировая художественная культура»; развитие творческой активности педагогов в условиях обновления содержания образования, освоения и внедрения современных художественно-педагогических технологий в образовательный процесс; определение приоритетных направлений и ценностных ориентиров образовательной отрасли «Искусства»; оказание практической помощи по технологии внедрения факультативного курса «Искусствоведческое краеведение Донбасса» (7 класс) в рамках нравственно-художественного развития личности.

22 августа в процессе профессионального общения методисты и учителя общественных дисциплин ознакомились с обновленными программами по предметам «История Отечества», «Всеобщая история», «Обществознание», курсам «Уроки гражданственности Донбасса», «Право». Также учителя узнали о новых пособиях, рекомендованных для использования в новом учебном году, обсудили проблемы, с которыми сталкиваются учителя общественных дисциплин, проанализировали итоги мониторинга, проведенного в конце учебного года, и результаты переводного экзамена и ГИА по истории; определили основные направления работы на будущий учебный год.

Педагоги начальной школы также активно готовятся к новому учебному году: во время методического семинара «Приоритеты начального общего образования в 2017-2018 учебном году в соответствии с ГОС НОО» для методистов МК городов (районов), которые курируют начальную школу, и руководителей МО учителей начальных классов внимание участников было акцентировано на изменениях в нормативно-правовой базе функционирования начального общего образования в 2017-2018 учебный год и выработке стратегии деятельности методических служб (разного уровня) на 2017-2018 учебный год.

В этот же день на другом поле профессионального общения состоялось второе занятие коучинг-университета «Актуальный образовательный менеджмент». Тема студии «Стратегический менеджмент: перспективы и пути реализации».

Целью занятия было совершенствование управленческой компетентности участников студии.

На практическом блоке недавно назначенные руководители (Старт-площадка) учились осуществлять управленческое картирование (разрабатывать миссию школы, анализировать внешнюю и внутреннюю среду, идентифицировать проблемное поле общеобразовательной организации). Также руководители имели возможность убедиться, что стратегический план школы является инструментом достижения целей школы в долгосрочной перспективе.

Для учителей иностранных языков Августовская педагогическая студия распахнула свои двери для педагогов, для которых актуальна проблема «Психодидактическое проектирование процесса обучения и воспитания в условиях реализации новых образовательных стандартов». В процессе профессионального взаимодействия педагоги и методисты изучили возможности и специфику использования психолингвистического подхода в обучении и иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов, отработали алгоритм применения психолингвистического подхода к планированию процессу обучения иностранным языкам с целью повышения уровня метапредметной компетентности обучающихся.

23 августа 2017 года в рамках Августовских педагогических студий отдел естественных дисциплин провел республиканский инструктивно-методический семинар по проблеме «Творчество в педагогической деятельности как фактор повышения качества естественно-научного образования» для методистов городских (районных) методических служб, которые курируют предметы естественного цикла; руководителей городских (районных) методических объединений учителей естественного цикла и экономики.

Методисты отдела естественных дисциплин провели предметные и индивидуальные консультации с участниками семинара, связанные с особенностями преподавания предметов естественного цикла в новом учебном году и подготовке учебно-методических комплексов по предмету.

Прекрасным подарком участникам семинара стало выступление школьного экологического театра Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 50.

Центром воспитания и развития творческой личности совместно с отделом мониторинга и качества образования проведена педагогическая студия «Моделирование воспитательного процесса в образовательных организациях Донецкой Народной Республики. Мониторинг как инструмент повышения качества образования».

В ходе встречи участники мероприятия обсудили нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса, роль классного руководителя, повышение качества управленческого решения, мониторинг воспитания демократической социально адаптированной личности, мониторинг результативности проведения Республиканской олимпиады, дополнительное образование детей, моделирование воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Для педагогов дошкольных образовательных организаций (учреждений) работала Августовская педагогическая мастерская по проблеме «Развитие творческого потенциала педагога ДОО(У) в соответствии с требованиями ГОС ДО», целью которой было повышение профессиональной готовности педагогических кадров к реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В работе педагогической мастерской приняли участие методисты РМК (МЦ), руководители методических объединений, заведующие ДОО(У), старшие воспитатели. Содержательной стала дискуссия с участниками педагогической мастерской по вопросу построение образовательного процесса в ДОО(У) на основе интерактивных форм.

Сегодня много говорят о необходимости улучшения качества предоставляемых образовательных услуг, модернизации образования таким образом, чтобы развитие и воспитание подрастающего поколения отвечало самым передовым стандартам и требованиям мирового уровня.

Этой проблеме был посвящен республиканский семинар для методистов городских (районных) методических служб, курирующих математику и руководителей городских (районных) методических объединений учителей математики.

С целью повышения профессиональной компетенции руководителей МО учителей математики в условиях модернизации образования на семинаре были рассмотрены тенденции развития математического образования в 2017-2018 учебном году, содержание профильного математического образования в контексте перехода на новые учебные программы в соответствии с новым базисным планом, результаты мониторинга по математике в Донецкой Народной Республике, внеурочная деятельность по математике, методика изложения геометрического материала по учебникам А.П. Киселева. Также были проанализированы результаты государственной итоговой аттестации выпускников по математике и намечены пути преодоления методических просчетов.

Во время инструктивно-методического семинара по теме «Формирование жизненных компетентностей обучающихся на уроках трудового обучения» для методистов, руководителей методических объединений, учителей трудового обучения, технологий и черчения была представлена научно-методическая информация о средствах реализации метапредметного обучения с целью развития мировоззрения обучающихся. Также участники семинара ознакомились с методическими рекомендациями по преподаванию трудового обучения и черчения в 2017-2018 учебном году и рекомендациями по структуре, содержанию и оформлению авторских образовательных программ кружковой работы и факультативных курсов.

В ходе работы был презентован опыт работы учителей трудового обучения и технологий по использованию новых методов изготовления изделий из различных материалов при изучении предметов образовательной отрасли «Технологии».

Руководящие кадры образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья встретились в рамках круглого стола по проблеме «Актуальные вопросы образовательной интеграции детей льготных категорий и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Ведущей целью мероприятия было определение вектора перспективного развития специального и инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, приоритетных направлений деятельности руководящих кадров образовательных организаций в новом учебном году. Исходя из обозначенной цели, специалистами центра специального и инклюзивного образования Донецкого РИДПО был выделен ряд задач, на решение которых были ориентированы участники круглого стола: вычленить основные тенденции инновационных процессов, которые имеют место в образовательном пространстве региона; обеспечить менеджмент перехода учебных учреждений на новые стандарты и содержание образования с учетом особенностей психофизического развития обучающихся; способствовать повышению профессиональной и управленческой компетентности руководителя; наметить перспективы развития образовательной среды в каждом учебном учреждении, опираясь на принципы единства обучения, воспитания и коррекции в системе специального образования детей с ОВЗ, осуществляя их целенаправленную психолого-педагогическую поддержку, нацеленную на формирование универсальных учебных действий; утвердить рекомендации участников студии по совершенствованию управленческой деятельности руководителя в системе образования лиц льготных категорий.

24 августа состоялась республиканская методическая мастерская «Повышение уровня профессиональной культуры словесника, обеспечивающей творческое развитие обучающихся» для руководителей городских (районных) методических объединений учителей русского языка и литературы и представителей Республиканских лицеев-интернатов.

Педагоги презентовали свои наработки, провели мастер-классы, творческие мастерские, продемонстрировали фрагменты уроков школы-лаборатории. Участники методической мастерской говорили о «знаке» как метапредмете, концептах и использовании кейс-технологий на уроках русского языка; о творческом чтении на уроках литературы.

В ходе мероприятия были актуализированы знания участников семинара о нормативно-правовых документах по организации филологического пространства в Донецкой Народной Республике; проанализированы результаты участия обучающихся общеобразовательных организаций и учителей-словесников городов и районов Республики в мониторинговых исследований качества преподавания русского языка и литературы (направления №1-4), в научно-методических мероприятиях межкурсового характера, в творческих конкурсах и т. д.; руководители методических объединений были ознакомлены с планом работы РИДПО и ОРЯЛ на сентябрь-декабрь 2017 года.

Итогом методической мастерской стало социологическое исследование, анкетирование и вручение бонусов участникам (электронная папка с материалами методической мастерской, пакет презентаций, книги с текстами произведений русских классиков, участие в качестве зрителей в концертной программе Фестиваля русских народных традиций «РодНики»).

Во время круглого стола по проблеме «Особенности организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» были рассмотрены нормативно-правовые документы по преподаванию учебного предмета «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» в 2017-2018 учебном году, проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях реализации Государственного образовательного стандарта среднего общего образования; пути совершенствования уровня военно-педагогических качеств учителей предмета «Начальная военная и медико-санитарная подготовка», способствующие повышению эффективности воспитательных воздействий на обучающихся; стратегия внедрения и реализации Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» в общеобразовательных организациях; особенности планирования и проведения современного урока по предмету «Начальная военная и медико-санитарная подготовка»; различные формы внеклассной работы военно-прикладной направленности, формы оптимизации военно-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях.

Особое внимание во время общения было уделено обмену опытом работы по формированию у обучающихся готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите Донецкой Народной Республики.

Во время Августовской педагогической студии по проблеме «Содержательное и технологическое обновление языкового и литературного образования учащихся в новом учебном году», на заседании которой присутствовали руководители методических объединений учителей украинского языка и литературы из всех городов и районов Республики, была представлена научно-теоретическая и практическая база содержательного и технологического обновления языкового и литературного образования учащихся в новом учебном году; обоснована необходимость внедрения образовательных стандартов в процессе изучения украинского языка и литературы и технологического обновления языкового и литературного образования в 2017 – 2018 учебном году.

Участниками студии были рассмотрены актуальные вопросы содержательного и технологического обновления языкового и литературного образования учащихся в новом учебном году, внедрения обновленного содержания программ по украинскому языку и литературе в учебный процесс общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики. Кроме того, учителя-словесники ознакомились с информацией о научно-методическом обеспечении процесса преподавания предмета «Украинский язык и литература», факультативного курса «Литературное краеведение».

Завершилась работа педагогической студии рефлексией, где были определены перспективы дальнейшей работы.

Эффективное использование информационных технологий определяет компетентность любого специалиста. Чтобы соответствовать запросам общества, учитель постоянно должен находиться в поиске новых методик, приемов, вносить это новое в старые наработки, совершенствовать, прежде всего, свои знания и умения. В этом ему помогает методическая служба, что и подтвердила работа семинара по теме «Потенциал IT-методической службы образовательного учреждения в развитии личности компетентного выпускника». Участники мероприятия ознакомились с новой системой требований к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся, а также с разработанными программами по предмету «Информатика и ИКТ» и по предмету «Компьютерная графика». Кроме того, в ходе активной дискуссии были определены и рассмотрены основные направления работы методических объединений и учителей этих предметов в 2017 - 2018 учебном году.

Августовские встречи как основополагающий, главный педагогический совет Донецкой Народной Республики обладают большими возможностями для развития системы образования, повышают информированность, профессиональную осведомленность, позволяют более широко и обобщенно взглянуть на привычное дело.

Опыт совместной работы, ответственность, профессионализм и стремительный постоянный взлет профессионального мастерства начала с каждым годом доказывают, что потенциал педагогов неиссякаем!

Кафедра менеджмента образования и психологии

Центр научно-методического тьюторинга