15 сентября 2017 г.

Новое учебно-методическое пособие для учителей-словесников

Язык, чтобы стать художественным образом,
должен стать речью в говорящих устах,
сочетаясь с образом говорящего человека.
М.М. Бахтин

Учителями-словесниками, членами творческой группы по разработке учебно-методического обеспечения курса «Русский язык», подготовлен новый сборник, который представляет собой систему ценностно-деятельностных задач.

Ценностно-деятельностная задача объединяет три типа задач. Первый – это собственно познавательная задача (содержание, условие, цели, требования). Второй ведущий компонент задачи – компонент информационной задачи (поиск, обработка информации по ключевым словам и представленным источникам небольшого количества). Третий – компонент коммуникационной задачи (указания коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей).


Предлагаемый материал опирается на понятия, составляющие круг жизни человека: Отечество, дом, семья, любовь, дружба, радость, грусть, тоска, совесть, стыд, мораль, нравственность, свобода, красота, мир, Вселенная, творчество, искусство и др. Их выделение способствует созданию общей картины мира в сознании школьников, обогащению эстетического восприятия, расширению знаний учащихся в области языка и речи, литературы, искусства, истории, философии и религии.

Данный сборник позволит учителю расширить выбор и реализацию методов обучения в рамках современного урока русского языка: диалогический; текстологический; все виды лингвистического эксперимента (устранение языкового явления из текста, развертывание текста, его трансформация, унификация, перестановка); ассоциативный и стилистический эксперименты; грамматическое конструирование; моделирование; метод семантического поля и ключевых слов; дидактические и ролевые игры; устное словесное рисование; написание сочинений различных стилей и жанров; этимологический, лексико-стилистический анализ; создание устных монологических высказываний и др. Обязательным можно считать целостную реализацию на уроке познавательных закономерностей различных видов деятельности, создающих особые условия для усвоения учебного материала: через все виды восприятия и памяти; через самостоятельную мыслительную деятельность, применение теоретических знаний мировоззренческого и нравственно-духовного уровня; через эмоциональные переживания.

Таким образом, в процессе обучения русскому языку будут совершенствоваться следующие уровни владения языком: собственно лингвистический: способность свободно «манипулировать» языком безотносительно к характеру его использования в тех или иных сферах человеческой деятельности (например, способность к перефразированию, распознаванию омонимов, овладению синонимией; осознание неоднозначности словосочетаний и предложений, усвоение языковых норм и т.п.); энциклопедический: владение не только самим словом, но и «миром слова», т.е. теми реалиями, которые стоят за словом и связями между реалиями (например, понимание родо-видовых отношений между вещами и понятиями; знание логики построения высказывания и целого текста; понимание однородности и неоднородности предметов (явлений), причинно-следственных, временных и пространственных отношений и т.п.); национально-культурный: владение национально обусловленной спецификой использования языковых средств (например, знание коннотаций слов, речевых стереотипов, слов-реалий, характерных для жизни, быта и т.д. русского народа); ситуативный: умение применять языковые знания и способности — как собственно лингвистические, так и относящиеся к национально-культурному и энциклопедическому уровням — сообразно с ситуацией общения.

В рамках современного урока русского языка с использованием ценностно-деятельностных задач мы сможем выделить следующие уровни: уровень теоретических представлений — язык есть феномен духовности и культуры; уровень учебного предмета — учебная деятельность как совместная творческая деятельность, цель которой — развитие языковой личности; уровень учебного материала — слово и текст как материальные формы существования культуры; дидактические единицы обучения — слово, текст, коммуникативная модель.

В составе творческой группы – учителя-словесники из разных городов и районов Республики: Тореза, Енакиева, Ясиноватой, Харцызска, Донецка, Старобешевского района и др., в том числе и учителя, прошедшие профессиональную переподготовку по направлению "Языкознание и литературоведение. Филология (русский язык и литература)".

Сборник ценностно-деятельностных задач. Русский язык. 5-11 классы / Составители: Данилова И.Н., Болгаров М.В., Ржесик С.А., Филиппская Е.М., Чебаненко О.Н. Бережная Н.В., Бондаренко А.Ю., Дейна Н.А., Дудко Е.И., Ельникова И.А., Лихтанская Т.Е., Мамченко Н.И., Московская Т.В. / Под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 458 с.

Уверены: работая с материалами данного сборника, учитель-словесник и обучающиеся в совместной творческой деятельности раскроют секреты языка, ощутят его стройную и гармоническую систему, приобщатся к искусству слова, почувствуют его эстетическую ценность и значимость, испытают свои силы в речевом творчестве.

Сборник будет размещён на блоге отдела русского языка и литературы https://kabruss.blogspot.com/ на странице «Пособия».

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их
преподавания

Отдел русского языка и литературы