21 сентября 2017 г.

На какой основе возможны взаимосвязь гуманитарных и естественно-математических наук, диалог их культур?

На современном этапе развития образования наблюдается общая тенденция сближения естественных и гуманитарных наук. Различные отрасли науки постепенно начинают функционировать в одной и той же сфере практической деятельности. Круг научных дисциплин, вовлеченных в решение производственных задач, постоянно расширяется. Кроме того, одни и те же области науки синхронно начинают выполнять различные функции. Так, естествознание или технические дисциплины не только теоретически обосновывают деятельность людей в сфере материального производства, но и вместе с общественно-гуманитарными дисциплинами, с философией выполняют мировоззренческую функцию, формируют духовный мир личности.

Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в том, что (по Гранатову Г.Г.):
  • Они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
  • Осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т.д.);
  • Являются самостоятельными частями единой системы знаний науки о природе, обществе и мышлении;
  • Имеют фундаментальную ценность для человека, ибо она сама своим социокультурным происхождению выражает единство природы и общества.
Все это обусловливает усиление связей между дисциплинами гуманитарного и естественного цикла в образовательной системе.
Интегративные образовательные процессы в сфере естественных и гуманитарных учебных дисциплин базируются на методологических и общенаучных предпосылках интеграции гуманитарных и естественных наук. Но в то же время, каждая отдельная наука имеет свой особый предмет исследования и специфические методы изучения и исследования, присущие именно этому направлению деятельности. Между методологиями естественнонаучного и гуманитарного познания также существуют различия, что следует из различия предметов их исследования.
Специфика естественнонаучной культуры состоит, прежде всего, в том, что:
  • Знание о природе – это наиболее достоверный массив человеческого знания,
  • Естественнонаучные знания имеют большое значение для существования человека и общества, отличается высокой степенью объективности и математизации, постоянно совершенствуется в логико-понятийном плане;
  • Для человека естественнонаучная культура является важнейшим средством социализации и основанием для формирования у него общей картины мира и места человека в нем.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что:
  • В гуманитарном знании преобладают интересы человека, личности, субъекта определенной деятельности, индивида, принадлежащего к какой-то конкретной социальной группе;
  • Гуманитарная культура основывается на знаниях общественных наук: этики, религиоведения, юриспруденции, искусствоведения, философии, литературоведения, педагогики и других наук и является более субъективным знанием общества;
  • Ценности гуманитарных наук (гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д.) имеют решающее значение в целенаправленной деятельности людей, в социальной адаптации индивида, поскольку поднимают человека от состояния животного эгоизма к сознательной общественной жизни.
В современном образовательном пространстве также наблюдается пересмотр приоритетности целей как естественнонаучного, так и гуманитарного направлений, что связано с взаимопроникновением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, с одной стороны, а с другой – с усилением роли гуманитарного образования. Если определить эти тенденции, то они такие:
  • Развитие гуманитаризации естественнонаучного образования как важной системообразующей составляющей новой гуманистической педагогической парадигмы, как структурного элемента и средства гуманизации образования;
  • Наращивание гуманитарных знаний в содержании школьных естественнонаучных дисциплин, раскрывающих национальный характер образования;
  • Рассмотрение философских категорий, элементов истории философии, методологического знания, касающиеся естественных наук как единого гуманитарного знания и т.д.
Исходя из этого, предлагается построение диалога гуманитарных и естественнонаучных школьных дисциплин на основе межпредметных связей, диалог гуманитарного и естественно-научного мышления и т.д.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания