18 сентября 2017 г.

Особые стандарты для «особых» детей: проблемы и их решение

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – процесс сложный, исконно неоднозначный и чрезвычайно важный в период развития системы образования Донецкой Народной Республики. В свете современных реалий особенно актуальным является изучение и внедрение потенциала педагогической науки, а также практических наработок специалистов Российской Федерации в области образования детей с ОВЗ. Немалый интерес для педагогического сообщества Республики представляет опыт работы российских коллег, презентуемый в рамках мероприятий различного уровня, в том числе международного.
Так, в марте 2017 года в Самаре прошла X Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики», где были рассмотрены вопросы психолого-педагогического прогнозирования успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В материалах конференции подчёркивается, что одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время остаётся образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из важнейших задач образования является обеспечение условий для индивидуального развития каждого обучающегося, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с особенностями психофизического развития.
С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС ОУО). ФГОС НОО ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Планируется последовательное введение ФГОС НОО ОВЗ: 2016-2017 учебный год – первые классы; 2017-2018 учебный год – первые и вторые классы; 2018-2019 учебный год – первые, вторые и третьи классы; 2019-2020 учебный год – первые, вторые, третьи и четвёртые классы. Таким образом, дети с ОВЗ могут получать образование в обычной школе, адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками, по месту жительства, в массовой общеобразовательной школе, где детям с особыми образовательными потребностями оказывается необходимая специальная поддержка.
По новым стандартам, каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Уже разработан «Стандарт инклюзивного образования», где под инклюзией подразумевается процесс развития максимально доступного образования для каждого в массовых школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, процесс ликвидации разнообразных барьеров для наибольшей поддержки каждого школьника и более полного раскрытия его потенциала.
В настоящий момент «Стандарт инклюзивного образования» проходит апробацию и может быть внедрён в 2017 году. В связи с новыми нормативными документами, наметилась тенденция к тому, что развитие оптимальных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в регионах далеко не всегда носит спланированный, последовательный характер, а зачастую не сопровождается созданием необходимых условий.
Следует учитывать, что детям с ОВЗ, которым по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, требуются специальные условия обучения. Таким детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учётом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Должна быть разработана адаптированная программа, которая учитывает особенности развития ребёнка. Её основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является образовательный стандарт. На этом этапе учитель встречается с проблемой прогнозирования успешности обучения детей с ОВЗ. Сложность заключается в том, что в повседневной практике педагоги, обучающие детей с ОВЗ, часто сталкиваются с вопросом: как оценивать успешность обучения школьника с ограниченными возможностями здоровья. К тому же происходит подмена понятий «успешность обучения» и «успеваемость». Стоить заметить, что эти понятия не равнозначны. Проведя анализ психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что успеваемость – степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения гораздо более ёмкое понятие, которое складывается из внешней оценки педагогами и родителями результатов учебной деятельности ребенка с ОВЗ, эффективности используемых специалистом способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности обучающихся учебным процессом и результатами обучения. Школьная не успешность детерминирована рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому нужно учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребёнку, с его возможностями.
Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа помогают уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребёнка а) психосоматических, б) нервно-психических расстройств, в) различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний. Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения смог преодолеть свой страх, растерянность, неорганизованность, различного рода затруднения. Такой ребёнок испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих школьник с особенностями развития не может быть отнесен к успешным, потому что учёба не приносит ему удовлетворения, радости, всего того, что входит в понятие успешность.
Современная ситуация в образовании свидетельствует о том, что проблема успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья активизировалась. Это связано с тем, что:
  • произошло изменение представлений о содержании и качестве образования;
  • содержание образования рассматривается не как совокупность предметных областей, а как комплекс сфер жизнедеятельности человека;
  • принципиально меняется направление результатов педагогической деятельности и ориентир образовательного процесса;
  • основу государственной политики в области образования составляет личностно-ориентированный подход к образовательному процессу.
Еще одной проблемой образования является ориентация в обучении ребёнка с ОВЗ на результат, а не на процесс. От ребенка подсознательно ожидают, что он «выздоровеет», исправится. Это является изначально неверно заданными целями образования. Поэтому важную роль играет прогнозирование успешности освоения ребенком с ОВЗ академических знаний и социальных навыков. Учителю, который планирует обучение ребенка с ОВЗ, необходимо сначала сформулировать педагогическую задачу для себя, лишь затем формулировать её для обучающихся и включать их в её решение.
Прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса. Технология психолого-педагогического прогнозирования успешности позволяет определить зону ближайшего развития школьников на основе психологического прогноза (российский подход) и определения ожидаемых результатов в каждом виде внешних и внутренних образовательных экспертиз (международный подход). Каждый учитель должен знать, что это особенные дети, которые нуждаются в пошаговом сопровождении, создании специальных условий сопровождения их образовательной деятельности, прогнозирования успешности обучения. Таким образом, прогнозирование успешности обучения детей с ОВЗ является малоизученной проблемой, не смотря на высокую актуальность данной темы в рамках повышенного внимания, уделяемого проблеме успешного инклюзивного образования и прогнозирования успешности обучения детей с ОВЗ.
Совместное обучение детей с различными потребностями – это отличный способ воспитания у современных школьников толерантности, желания помочь и принять посильное участия в жизни тех детей, которым, в силу их особенностей, труднее жить, чем другим.
Скачать материалы Конференции (сборник): https://drive.google.com/drive/folders/0B3wRkttFBfeMV0J3RmNYcGY4YWM?usp=sharing
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования