31 октября 2017 г.

Руководить – значит приводить других к успеху

Не таков ли девиз директора, руководителя любого уровня современной школы?
В современных условиях востребованы не просто квалифицированные руководители, а психологически подготовленные, мудрые в управлении профессионалы.
В целях осуществления методического сопровождения освоения руководителями школ психологического аспекта управления с 2016 года в методическом центре Управления образования администрации города Макеевки работает постоянно действующий семинар «Психология управления». Первое занятие этого учебного года посвящено теме «Управление как социальный феномен». Модератор занятия – Еремизина Л.А., методист МЦ.

Ключевыми категориями социального управления являются «организация», «субъект и объект управления». Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые можно назвать собственно управление (т.е. целенаправленное влияние на объект) и подчинение (т.е. восприимчивость и склонность к целенаправленному влиянию субъекта взаимодействия). Система управления, рассматриваемая как управляющая и управляемая подсистемы, характеризуется:
  • функциями и целями деятельности;
  • конкретным набором составных частей, находящихся в подчинении;
  • режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения);
  • правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.
Рассмотрев этапы науки управления и подходы к их реализации, ознакомились с основными управленческими культурами, осуществив их сравнительный анализ. Потребности практики, развития психологической науки – основные источники возникновения психологии управления. В настоящее время она переживает интенсивное развитие, востребованы ее идеи и практические рекомендации. Психологическое сопровождения занятия прошло под руководством Бутаенко В.В., практического психолоаг МОУ СШ № 22 им. Маршала Сергеева.
Участники выполнили комплекс специальных упражнений, послуживших образцом будущих управленческих действий.
Подводя итоги занятия, руководители сделали выводы:
  1. Психологические аспекты деятельности:
  • общие психологические особенности управленческого труда, его специфика в разных сферах деятельности;
  • психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
  • психологические аспекты принятия управленческих решений;
  • индивидуальный стиль управления руководителя, проблемы его коррекции.
  1. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:
  • проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
  • проблемы управленческого общения;
  • оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель-подчиненный»;
  • информированность как фактор повышения эффективности управления.
  1. Психология управления – отрасль психологической науки, объединяющая достижения разных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления, и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
Выраженная практическая значимость содержания занятия отмечена его участниками.
Методический центр Управления образования администрации
г. Макеевки