10 октября 2017 г.

Профессиональное здоровье педагога: современный взгляд на проблему

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
В настоящее время неоспоримым становится тот факт, что здоровье является важнейшей ценностью человека, а также мощнейшим общественным и мировым ресурсом. В связи с этим индивидуальное и общественное здоровье относится к первоочередной категории государственных приоритетов.

Согласно определению Всемирной организация здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни. Исходя из этого, становится очевидным, что процесс сохранения и укрепления здоровья лежит в плоскости профессиональной деятельности не только медицинских работников, а также педагогов и психологов. Но следует отметить, что ответственность за воспитание детей и их здоровьесбережение государство возлагает, прежде всего, на семью и родителей. Остальные социальные институты, в том числе и образовательные организации, призваны дополнить и укрепить семейную воспитательную деятельность.

Среди педагогических обязанностей важно выделить систематическое повышение своего профессионального уровня в сфере валеологического образования и формирования навыков здорового образа жизни. Таким образом, современный учитель сам должен быть компетентен в вопросах здоровьесбережения, а именно обладать знаниями и навыками по организации собственного здорового образа жизни. И как следствие, внедрение здоровьесберегающей функции в развитие обучающихся.

Состояние профессионального здоровья современного учителя вызывает тревогу, поскольку сам образ школьной жизни изначально не запрограммирован на сохранение индивидуального здоровья:
•        отсутствие стабильного режима дня;
•        недостаточная физическая активность;
•        психоэмоциональные перегрузки;
•        перегрузки речевого аппарата;
•        нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.

К перечисленному можно добавить ряд таких факторов, как шум, запыленность, микробная обсемененность, недостаточная вентиляция и освещенность, некомфортная температура воздуха, питание на ходу, неудобное расписание уроков, отсутствие времени на осмысление только что состоявшегося с учеником разговора. Основную задачу многие учителя все еще видят в том, чтобы любыми путями дать предметные знания, а не организацию педагогического процесса, который направлен на созидание личности другого человека.

Обозначенные проблемы можно решить путём повышения интереса у педагогов к культуре здоровья и мотивации к здоровому образу жизни. Крайне важно, чтобы учитель осознавал не только физический аспект здоровья, но также психологический и социальный. Другими словами, учитель, во-первых, сам должен хотеть быть здоровым; во-вторых, знать, как этого достигать; и в-третьих, понимать, зачем ему это нужно.

 Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин