17 октября 2017 г.

ГОТОВИМСЯ К МОНИТОРИНГУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Через мониторинг к желаемому результату

 Мысль не состоит из отдельных слов – так, как речь.
Мысль всегда представляет собой нечто целое,
значительно большее по своему протяжению и объёму,
чем отдельное слово. Поэтому процесс перехода мысли
к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс
расчленения мысли и её воссоздания в словах.
Л.С. Выготский

18 ноября т.г. в общеобразовательных организациях Республики пройдёт внешний выборочный мониторинг качества учебных достижений обучающихся в рамках изучения состояния преподавания базовой учебной дисциплины «Русский язык».

С целью проверки качества преподавания предмета и уровня знаний и умений обучающихся по русскому языку восьмиклассникам будет предложено написать изложение.


Изложение – одна из основных форм проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся. Это традиционный для школы вид работы по развитию связной речи, который как нельзя более соответствует современным требованиям, так как позволяет организовать обучение связной речи по типу деятельности.

Изложение учит школьников целенаправленно воспринимать речь на слух, при этом запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Оно обучает слушанию как деятельности. В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности, такое базисное исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

Как отмечают психологи, между мышлением и речью нет тождества: говорим мы при помощи слов, мыслим же более крупными единицами – «сгустками смысла». Как писал Л.С. Выготский, «мысль не состоит из отдельных слов – так, как речь. Мысль всегда представляет собой нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объёму, чем отдельное слово. Поэтому процесс перехода мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и её воссоздания в словах». Этот переход требует преобразования или, как говорят психологи, перекодирования информации. Перекодирование бывает двух видов: при восприятии речи (слушании, чтении) происходит операция свертывания словесной информации в «смысловой сгусток»; при производстве речи (говорении, письме) – операция расчленения «смыслового сгустка» на слова. Обе операции протекают во внутренней речи, они сложны для детей. Особенно труден процесс расчленения мысли, оформление ее в словах. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде; именно здесь, во внутренней речи, она «формируется и формулируется».

Ценность изложения в том и состоит, что это одно из немногих упражнений, создающих идеальные условия для тренировки речемыслительных механизмов в условиях взаимосвязанного обучения двум разнонаправленным видам речевой деятельности.

В методике закрепился взгляд на изложение как на практический метод обучения, рассчитанный на непроизвольное усвоение факторов речи, на «впитывание «образцовой русской речи».

Как показывает практика обучения изложениям, ученик запоминает текст, пользуясь двумя видами памяти: отдельные места – дословно, активизируя оперативную память, основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде – в образах – схемах, «смысловых сгустках». Этому способствует и содержательно-композиционный анализ текста. Анализ темы, основной мысли, выделение микротем, составление плана есть не что иное, как процесс свертывания словесной информации в «смысловые сгустки».

Подробное изложение доступнее для обучающихся, чем другие типы изложений, так как выполняется на основе образца и с целью его воспроизведения.

Исходя из того, что подробное изложение – репродуктивный вид работы по содержанию и композиции и продуктивный в значительной степени по речевому оформлению, главная дидактическая задача при работе с ним – сосредоточение внимания на рассмотрении языковых средств, на мотивации их использования.

В практике развития речи используется творческое изложение, которое представляет собой переходную форму от изложения к сочинению. Существует несколько терминов для обозначения этого вида работы: «Творческое изложение», «Изложение с творческим заданием», «Изложение с дополнительным заданием», «Усложненное изложение». Уже названия свидетельствуют о том, что при выполнении данной письменной работы предполагается не только репродуктивная, но и творческая деятельность ученика – самостоятельные дополнения и переделка текста.

Изложение проводится с целью проверки развития речи учащихся. Оно дает возможность убедиться в том, насколько эффективна была эта работа в учебном году; как у учащихся сформированы умения проникать в смысл слова, предложения, текста, пользоваться изобразительно-выразительными средствами, составлять план, репродуцировать текст. К текстам контрольных изложений языковой комментарий не дается.

Изложение с элементами сочинения предполагает наряду с передачей содержания данного текста включение в пересказ чисто творческих моментов, например: придумывание конца к данному отрывку; вставка описаний предметов, явлений, событий, упоминаемых в тексте, на основе собственных наблюдений и впечатлений от увиденного, услышанного или прочитанного; придумывание начала рассказа и др. В процессе обучения изложению с элементами сочинения предусматривается также выполнение учащимися постепенно усложняющихся заданий.

Придумывание конца или начала, включение в изложение небольших эпизодов и другие задания обычно носят характер повествования и также основываются на личных впечатлениях и переживаниях учащихся. Часть работы может быть написана в форме описания чего-то или кого-то. Концовкой изложения может служить и рассуждение, вызванное содержанием излагаемого текста и его анализом.

Изложение является одной из основных форм проверки речевого развития учащихся. Это комплексная работа, с помощью которой проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
  • Коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
  • навыки правописания — орфографические и пунктуационные.
  • Материал для изложения — текст, который читается учителем.
Изложение – это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.

По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:
  • повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);
  • описательное (или с элементами описания);
  • изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).
Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.

Повествовательное, или сюжетное, изложение – наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.

Типичная погрешность повествований – неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.

Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них.

Работа над изложением систематизируется, если обучающийся ответит для себя на следующие вопросы:
  1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет не совсем понятным?
  2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
  3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
  4. Как автор относится к изображенным персонажам?
  5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
Сюжетное изложение дисциплинирует мысль обучающегося, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.

Описательное изложение – более сложный вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека) и его признаков.

При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Суздаля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение.

Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
  1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа.
  2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
  3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
  4. Какие средства языка использованы?
В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.

Последний вид – изложение-рассуждение. Работа над таким типом изложения предусматривает решение нескольких задач:
а) выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
б) уточнение основной мысли высказывания;
в) построение рассуждений со сложной аргументацией;
г) отбор языковых средств;
д) воспроизведение текста от третьего лица;
е) построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.

Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель данного высказывания.

Кратко или подробно нужно излагать текст?

Если обучающийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.

Учителю следует знать, что обучающийся вынужден писать кратко, если:
а) не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
б) обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.

На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) – трех стандартных страницах.

Работа по обучению написанию изложений должна носить системный характер, быть связанной с жизнью и практикой.

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей.

Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Работа включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план, в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха обучающихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Формирование навыков устной и письменной речи необходимо вести на уроке, после уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

Главное внимание на уроках следует уделять работе с текстами.

Целесообразно использовать следующие виды работ: диалог, устный и письменный рассказы, сочинения на основе личных впечатлений, устные дискуссии, языковые игры, творческие диктанты, пересказ художественного текста от лица героя и т.п.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Проверяются умения:
  • проявлять определённый уровень понимания темы высказывания;
  • строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал; воссоздавать информацию подробно, сжато, выборочно;
  • излагать материал логично, последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации; придерживаться темы высказывания;
  • строить высказывание, компоненты которого подчинены изложению главной мысли;
  • учитывать ситуацию общения и адресата речи;
  • выявлять своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать своё видение проблемы;
  • использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, уместно используя лексическое, грамматическое богатство языка.
Обучающемуся предстоит выполнить следующие операции:
  • Передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности.
  • Грамотно написать текст изложения, проверить работу.
  • Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прослушано, а передать содержание как можно ближе к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
Технология написания изложения следующая: во время чтения учителем или преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде).

Во время слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их темы.

Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы.

Проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.

Обратите внимание на то, как оформляется первая страница вашей работы.

Желаем участникам мониторинга достойных результатов и только хороших и отличных результатов!

Образец текста изложения
Возможности языкознания

Язык как море. У одного берега воды моря прозрачны и солены, у другого – опреснены впадающей в него рекой и полны ее мути. И всё это в одно и то же время, только в разных точках пространства. Одно и то же море возле Ялты и под Сочи, только облик его там и здесь совсем разный. То же самое можно сказать и о языке.
Языкознание изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли; эта способность во всём мире свойственна только человеку.
Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой спо­собностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают, каким законам подчинена их жизнь.
Наряду с живыми языками их занимают и языки мёртвые, на которых сегодня уже не говорит никто. Мы знаем немало таких. Одни исчезли из памяти людей; о них сохранилась богатая литература, до нас дошли их грамматика и словари, – значит, не позабылся и смысл отдельных слов. Нет только никого, кто бы считал сейчас их своими родными языками. Такова латынь, язык Древнего Рима; таков древнегреческий язык, таков и древнеиндийский санскрит. Таков среди близких к нам языков церковнославянский, или древнеболгарский. Изучение их не так уж сложно. (204 слова)
 (по Л. Успенскому)