27 декабря 2017 г.

Влияние литературного краеведения на становление гражданской позиции личности

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.09.2017. № 4323/21-57 «О проведении мониторинга качества образования в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в І полугодии 2017 – 2018 учебного года» с 05 декабря по 07 декабря 2017 года 52 учителя украинского языка и литературы, 762 обучающихся 9–10-х классов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, а именно: Калининского района города Донецка, Амвросиевского района, лицея-интерната при Донецком национальном университете приняли участие в мониторинге по теме «Влияние курсов краеведческого содержания на становление гражданской позиции личности при изучении предмета «Украинский язык и литература».

Целью данной работы являлось определение уровня влияния курсов краеведческого содержания на становление гражданской позиции личности; анализ возможностей предмета «Украинский язык и литература» в раскрытии сути литературного краеведения, в воспитании духовно богатой личности, стремящейся к познанию наследия писателей родного края; мониторинг качества знаний литературно-краеведческого материала, который является обязательным в образовательных организациях Донецкой Народной Республики.
Участникам было предложено принять участие в онлайн-опросе (ответить на вопросы по теме «Літературне краєзнавство», выполнить тестовые задания, связанные с литературным краеведением, знанием творчества писателей-земляков, произведения которых были написаны на украинском языке).
Учителя отметили, что в процессе преподавания краеведческого материала чаще всего используют словесные, наглядные, исследовательские, эвристические методы, а также методы развития критического мышления. Наиболее целесообразными при изучении творчества писателей-земляков они считают такие формы исследовательской деятельности, как практическая работа, подготовка докладов на конференции, работа над исследовательскими проектами, подготовка к участию и непосредственно участие в диспутах и дебатах.
90% преподавателей, участвовавших в опросе, отметили, что используют в работе презентации (52% – готовые, 38% – готовят сами), 77% – базу электронных тестовых заданий, 58% – компьютерные обучающие программы, 73% – электронный образовательный контент и учебно-методические пособия, наглядные пособия, сборники упражнений, рабочие тетради и т.д.
В процессе анкетирования были названы писатели родного края, творчество которых вызывает наибольший интерес во время изучения «Літературного краєзнавства» и желание глубже его исследовать, а именно: В. Сосюра, М. Петренко, П. Байдебура, Г. Бойко, П. Беспощадный, О. Кожемяка, Г. Тютюнник и т.д.
Не менее интересными были ответы учащихся. Ребята отметили, что знания по литературному краеведению в большей степени получают на уроках (51%).
Среди тем, освещённых писателями-земляками, были названы такие, которые должным образом влияют на воспитание патриотов Донетчины: войны и мирного труда, становления гражданина, любви к родному краю, уважения к культурным традициям и т.д.
Тестирование показало, что обучающиеся владеют необходимым объёмом знаний по литературному краеведению (в пределах программы «Украинский язык и литература»). Школьники продемонстрировали достаточный уровень (81%). Самым сложным для обучающихся стал вопрос о С. Черкасенко (с 1901 по 1910 год работал учителем на Лидиевских рудниках), с ним справились 63% опрошенных; самым лёгким – вопрос, касающийся образа родной земли в произведении «Слово о полку Игореве»
 (справились 90% респондентов).
Среди трудностей и проблем, связанных с преподаванием литературного краеведения, преимущественно были названы следующие: слабая обеспеченность учебной литературой, наглядными пособиями, мультимедийной техникой, отсутствие часов для проведения факультативных занятий, компьютерных кабинетов, позволяющих использовать электронные ресурсы.
По результатам данного исследования будет подготовлена подробная аналитическая справка и доведена до сведения участников мониторинга.
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
          Отдел украинского языка и литературы