13 февраля 2018 г.

Проблемно-игровое обучение в старшем дошкольном возрасте

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это не только бег и прыжки, не только получение удовольствия, это в первую очередь познание окружающего мира, отображение детских впечатлений, адаптация к жизненным условиям.


В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малыша деятельности. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группа) выделяется проблемно-игровое обучение, способствующее развитию дошкольников.

Основа проблемного обучения состоит в том, чтобы ребенок не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий. Развитию познавательной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации, которые создает педагог в образовательном процессе. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, и включить их в активную поисковую деятельность.

Педагоги в образовательной деятельности используют следующие уровни проблемности:
  1. Педагог ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребенок ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Проблемные ситуации создаются педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств, таких как подведение к противоречию и предложение самим найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, побуждая делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставляя факты.

Вследствие этого, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений.

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования