30 марта 2018 г.

«Методические каникулы с «Хрустальной чернильницей» в городе Торезе

Кто испытал наслаждение творчества,
 для того другие наслаждения
уже не существуют.
А.П. Чехов
29 марта т.г. в городе Торезе состоялась третья сессия образовательного проекта «Методические каникулы с «Хрустальной чернильницей», инициаторами которого стали Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики и Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. В реализации проекта принял участие методический десант, в составе победителей Международного конкурса педагогического мастерства «Хрустальная чернильница» (Республика Беларусь, Минск) 2015, 2016, 2017 года: Алексея Викторовича Криворучко, старшего преподавателя кафедры общественно-гуманитарных дисциплин и методики и преподавания Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, учителя русского языка и литературы МОУ «Школа №30 города Донецка» (2015 год, «Чеховский урок»); Татьяны Анатольевны Лутовой, учителя русского языка и литературы МОУ «Специализированная школа с углублённым изучением гуманитарных дисциплин №18 города Донецка» (2016 год, «Булгаковский урок»); Ларисы Владимировны Дьяченко, учителя русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1 города Донецка» (2017 год, «Поэзия Серебряного века»).


Третья сессия прошла в городе Торезе на базе Дворца молодёжи «Юность», куда были приглашены словесники из городов Шахтёрска, Харцызска и Снежного.

50 учителей русского языка и литературы приняли участие в методическом сете: трёх получасовых уроках литературы, с которыми словесники Республики приняли участие в конкурсе и которые принесли им победу: «Хрустальную чернильницу» в золоте.

С приветственными словами в адрес участников образовательного проекта обратилась заместитель начальника отдела образования администрации г. Тореза А.Ф. Ахметзянова. Алсу Фарсиевна рассказала о развитии образования в городе, о достижениях педагогов Тореза и пожелала педагогам творческого вдохновения и продуктивной работы. Систему работы по повышению уровня профессионального мастерства педагогов-словесников города презентовала директор ГМЦ Любовь Ивановна Пашкевич. Лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства с Международным участием «К вершинам профессионального успеха-2017» в номинации «Лучший педагог средней школы» Евгения Васильевна Лихтанская поделилась размышлениями о том, как идти к вершинам профессионального успеха через участие в творческих конкурсах. Завершили программу открытия учебно-методического мероприятия номера художественной самодеятельности в исполнении воспитанников кружков Дворца молодёжи «Юность».

Открыла практическую часть образовательной акции заведующий отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО Л.В. Мельникова, которая рассказала о том, как зародилась идея такой формы распространения перспективного педагогического опыта, о целях и задачах «Методических каникул с Хрустальной чернильницей», о социальной значимости такого методического десанта, пригласив участников мастер-классов активно принимать участие во всех конкурсах профессионального мастерства, инициируемых в Республике и на международном уровне. Лариса Васильевна поделилась опытом работы по подготовке словесников к участию в творческих конкурсах, о продуктивности такой формы диссеминации ППО, как мастер-класс, рассказала о самом конкурсе, его результатах и представила победителей.

Методический сэт открыл Алексей Викторович Криворучко. Его урок-импровизацию по рассказу А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» предварял дуэт скрипачей, который создал особую творческую атмосферу и смотивировал активную работу четырёх групп, объединённых различными вариациями на тему чеховского рассказа: семантической, музыкальной, художественной и семейной. Алексею Викторовичу удалось воссоздать во время мастер-класса чеховский мир и мир человека, где бы «не было ненависти и злобы». Словесники решали литературные задачи, выполняли задания под музыку П.И. Чайковского, любимого композитора писателя, отвечали на вопросы, обращались к тексту, демонстрируя качества квалифицированного читателя.

Участники мастер-класса увидели новую интерпретацию этого произведения Антона Павловича, обратили внимание на детали чеховских рассказов и их значимость в жизни самого мастера художественного слова.

Второй мастер-класс провела Татьяна Анатольевна Лутова, включив педагогов в активный диалог, темой которого стали такие понятия, как система жизненных ценностей, дом, семья, тепло и уют, разрушение и одиночество, побуждая всех участников мастерской задуматься о значении дома и семьи в жизни человека, об ответственности людей друг перед другом. Словесники, объединённые в три группы, получили задание: оформить свои размышления в форме коллажа и презентовать их в виде вербальной инсталляции «Концепт дома в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» / в повести «Собачье сердце»/ в рассказе «Морфий», сравнив понимание писателем этой значимой для каждого человека темы и сделав вывод о том, что есть дом для самого мастера слова. Ведущий мастер-класса напомнила присутствующим слова Константина Кушнера: «Задача учителя – не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

Выявить и продемонстрировать «тот самый микельанджеловский процент» пригласила словесников Лариса Владимировна Дьяченко. От детского калейдоскопа до собственноручно собранных поэтических витражей – маршрут, который необходимо было пройти педагогам, чтобы составить именной витраж признанным поэтам Серебряного века. Выполняя роли биографов, имджмейкеров, литературоведов, историков, социологов и декламаторов, словесники из четырёх городов Республики формулировали поэтическое и личностное кредо (убеждения, взгляды, основы мировоззрения) каждого из поэтов. «Нельзя не восхищаться людьми, переступившими через свои страхи, разочарования, одиночество и сумевшими (вопреки черному цвету революционного террора и красному цвету пролитой крови) подарить нам поэзию из чистого звонкого серебра!» – такими словами подвела итоги урока учитель-мастер.


Итогом работы стал круглый стол «Конкурсы профессионального мастерства как стартовая площадка профессионального роста и повышения квалификации учителя-предметника», модераторами которого стали директор ГМЦ Л.И. Пашкевич и руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы И.Н. Данилова.

«Всем известно, что можно бесконечно долго любоваться текущей водой, огнем и работающим человеком. Особенное восхищение вызывает работа Мастера. Именно за такими мастерами, умеющими творить чудо на протяжении 45 минут, мы сегодня имели удовольствие наблюдать. И не только наблюдать, но и поучиться у талантливых учителей: Алексея Викторовича Криворучко, Татьяны Анатольевны Лутовой и Ларисы Владимировны Дьяченко. Мастер-классы, показанные ими, вдохновляют и нас на поиски новых форм, методов работы, применение новых педагогических технологий, помогающих сделать классическую литературу близкой и понятной нашим ученикам. Спасибо вам большое, коллеги!

Мы очень благодарны инициаторам этой образовательной акции, а также отделу русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» за возможность общения с победителями Международного конкурса «Хрустальная чернильница», за помощь в овладении тайнами педагогического мастерства.

Благодарим за гостеприимство, высокий уровень организации радушных хозяев сегодняшнего мероприятия – отдел образования администрации города Тореза, городской методический центр, руководителя городского методического объединения учителей русского языка И.Н. Данилову и всех, кто помог организовать, создать праздничное настроение и провести эту встречу», – такую оценку методическому десанту от имени делегации учителей школ г. Харцызска дала О.Н. Левашова.

«В ходе мастер-классов гости показали фрагменты уроков, на которых продемонстрировали разнообразные формы и методы работы с художественными произведениями, пути постижения магии великого русского слова. Мастера с удовольствием делились своими знаниями и профессиональными секретами, подчас уникальными. Участники мероприятия, проходившего в интерактивной форме, имели возможность общаться, отвечать на поставленные вопросы, высказывать свои мысли на предложенные темы, выполнять творческие задания.

Весна – пора надежд и ожиданий. Ожидания педагогов Тореза, Харцызска, Снежного и Шахтёрска оправдались. Хочется выразить надежду, что полученный опыт будет успешно реализован в дальнейшей работе и станет новой вершиной на пути профессионального педагогического роста учителей-словесников Донецкой Народной Республики», – поддержала коллегу С.В. Сатункина, учитель МОУ «Школа №24 г. Тореза».

«Сегодня нам несказанно повезло: мы общались с мастерами и учились у них мастерству. На мастер-классе Алексея Викторовича Криворучко по рассказу А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» педагоги, работая в группах, анализировали текст, составляли ассоциативные ряды к словам «жизнь» и «смерть», соотносили отрывки из рассказа с произведениями любимого Чеховым композитора П. Чайковского, прослеживали изменение цветовой гаммы в рассказе, разгадывали тайны имён чеховских героев.

Татьяна Анатольевна Лутова на произведениях М. Булгакова доказывала, что самое главное для любого человека – это семья и дом. Атмосфера в доме раскрывает душевное состояние каждого члена семьи, и сегодня мы, как и когда-то М. Булгаков, размышляли о вечных человеческих ценностях – доме, семье, любви. Татьяна Анатольевна учила беречь тепло и свет, которые излучают родные люди.

А Лариса Владимировна Дьяченко провела мастер-класс на одном дыхании, заразила всех творчеством и сумела убедить нас в том, что в каждом есть тот самый микельанджеловский процент, который мотивирует к поиску истины, заставляет идти вперед и совершенствоваться. Коллеги читали наизусть любимые произведения, создавали именные витражи поэтов Серебряного века и смогли по-новому взглянуть на творчество А. Блока, Н. Гумилева и В. Маяковского.

 «Методические каникулы с «Хрустальной чернильницей» удались. Спасибо организаторам образовательной акции за воплощение прекрасной идеи», – продолжила обсуждение мастер-классов А.Л. Котова, учитель МОУ «Школа № 13 г. Тореза», поделившись свои впечатлениями.

Гостей города ждал приятный сюрприз – экскурсии в музей образования города Тореза и музей боевой славы, которые провела учитель русского языка и литературы А.Ю. Бондаренко. «Новое тысячелетие выдвигает не только новые требования к образованию, но и предоставляет новые возможности для образовательной деятельности. Без надлежащего образования ни само государство, ни его народ и культура, не имеют будущего. Но фундаментом для всего нового служат традиции. Поэтому в 2008 году по инициативе отдела образования и методического центра к 230-летию города Тореза был открыт музей образования. Каждая образовательная организация представила свое учреждение, его историю, достижения. Образование не стоит на месте, поэтому материалы музея постоянно обновляются. На сегодняшний день в городе функционируют 16 общеобразовательных и 18 дошкольных учреждений, гимназия общественно-гуманитарного профиля, лицей «Спектр», Дворец творчества «Юность», «Станция юных техников», детская и юношеская спортивная школа. Посетители музея могут получить представление о развитии образовательного пространства города, отвечающего потребностям и интересам обучающихся и педагогов», – рассказала Алла Юрьевна.

В музее «Боевой славы» представлены экспозиции, отражающие путь.

127-й Чистяковской Краснознамённой Ордена Кутузова стрелковой дивизии, которая освобождала в годы Великой Отечественной войны город от немецко-фашистских захватчиков. В музее хранятся личные вещи, письма, фотографии фронтовиков.

Третий музей, с экспонатами которого познакомились участники мастер-классов, – комната-музей Мориса Тореза во Дворце молодёжи «Юность» (экскурсию провела О.В. Юркина).

Новые педагогические технологии, проафишированные участниками методического десанта в составе работников Донецкого РИДПО и учителей-победителей международного конкурса профессионального мастерства, станут хорошим практическим подспорьем для всех участников образовательного проекта «Методические каникулы с «Хрустальной чернильницей», которые (мы уверены!) будут активно внедрять их в учебно-воспитательный процесс, пополняя ряды победителей. Мастера учат будущих мастеров!

Летняя сессия образовательного проекта «Методические каникулы с Хрустальной чернильницей» состоится в августе т.г. Площадкой для методического десанта станет город Донецк. К участию в мастер-классах приглашаем учителей русского языка и литературы всех районов Донецка, а также гг. Макеевки, Докучаевска и Амвросиевского района.

Мастер-классы – это сотворчество! Методический десант – это продуктивно! Методические каникулы – это результативно и перспективно! «Хрустальная чернильница» – это реально!

Сейчас слова – нужнее, чем ружьё.
Сейчас стихи, как хлеб, необходимы.
Решат поэты, может быть, не всё,
Но живы мы не хлебом ведь единым.

А слово в бой кого-то поведёт,
Перед чертой последней остановит,
Кого-то окрылит, кого спасёт
И правду, может, в чём-то восстановит.

А слово веру в ком-то пробудит,
Кого-то позовёт, кого разбудит,
Кого-то просто даже пристыдит,
Ведь слово БЫЛО, слово ЕСТЬ и БУДЕТ!..
Наталья Радуница

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы