6 марта 2018 г.

Особенности урока-исследования в начальной школе

Государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение формирования успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. В связи с чем, наибольшую актуальность в начальной школе приобретают учебно-исследовательские и проблемные модели обучения.

Основой формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников в первую очередь является урок. Существует две основных разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. Это и обусловило существование двух типов урока-исследования: урок-исследование индуктивного типа, урок-исследование дедуктивного типа. Основная особенность индуктивного урока-исследования – это открытие связующего (нового) принципа, положения, правила на основе отдельных, частных фактов, событий, причин проанализированных и связанных в единое целое. Целью дедуктивного урока-исследования является не открытие связующего принципа, новой общей идеи, закономерности, а её подтверждение (доказательство) или изучение форм её проявления в разных условия, ситуациях, сферах.
Урок-исследование состоит из следующих этапов:
  • мотивация (создание проблемной ситуации);
  • исследование (в малых группах);
  • обмен информацией;
  • организация информации;
  • подведение итогов;
  • рефлексия;
  • постановка новых вопросов;
  • практическое применение.
Динамическим стержнем урока-исследования является процесс создания мотивации (проблемной ситуации) на уроке. А.М. Матюшкин выделяет три наиболее главных компонента проблемной ситуации:
  • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;
  • неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
  • возможности обучающегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного, так как трудное или слишком лёгкое задание не могут вызвать проблемной ситуации.
Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с технологией построения урока-исследования Н.Б. Шумаковой на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Библиотека».
 
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования