3 марта 2018 г.

Организация коррекционно–развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития с учетом их психологических особенностей

В методическую копилку педагога-дефектолога, руководителя образовательного учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предлагаем материалы исследований, отражающие современные тенденции, определяющие характеристику детей с тяжелыми нарушениями развития, их отличительные психологические особенности, что даёт возможность в полной мере организовать коррекционно-развивающую работу с учетом ведущего принципа индивидуализации учебно-воспитательного процесса.


Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества.

Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.

Современное образование, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема остается актуальной.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не­подготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать пол­ноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать се­бя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влияни­ем на развивающуюся личность огромного количества внеш­них и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Ростовых Е.И. было организованно экспериментальное исследование с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социальной защиты «Большемуртинский детский дом – интернат для умственно отсталых детей». В ходе исследования, предметом которого стали психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детского Дома – интерната), был поставлен ряд задач:
  1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Раскрыть психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. В ходе экспериментального исследования выявить психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Описать специфику организации коррекционно–развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях дома – интерната
При анализе результатов исследования, был сделан вывод, что большинство исследуемых мало осознают свои умственные действия, не планируют деятельность, нечетко предвидят ее результат, и не могут проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Детей привлекает сам процесс деятельности. Некоторые, из числа детей с умеренной умственной отсталостью частично осознают свои умственные действия, и, соответственно, могут планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.

Изучив и проанализировав психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, автор исследования пришла к выводу, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.

Результатом данного исследования стали рекомендации по организации коррекционно–развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями развития) с учетом их психических особенностей, с которыми предлагаем ознакомиться педагогам, работающим в условиях специального и инклюзивного образования.
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является помощь психологическому и социальному развитию детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью и т.д.

Цели, которые стоят перед специальным учреждением, — включение детей с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития.

Исходя из этой цели, определяются следующие конкретные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми этой категории:
  • тщательное психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с учетом клинико-этиологических данных и диагноза;
  • организация сотрудничества с родителями детей по совместно разработанному индивидуальному плану для каждого ребенка;
  • сохранение и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
  • развитие положительной эмоциональной контактности, коммуникативности, собственной активности детей, их интереса к окружающему;
  • формирование навыков адекватного поведения и общения со взрослым. Формирование первых контактов между детьми. Привитие первых навыков личной и коллективной организованности;
  • физическое воспитание ребенка, развитие общей моторики (развитие психомоторики, движений рук; коррекция недостатков двигательной сферы);
  • привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания;
  • поэтапное формирование элементарной предметной деятельности. (сенсорное воспитание; формирование целенаправленной деятельности как интегративного показателя психического развития);
  • расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающем мире и развитие речи;
  • формирование игровой деятельности;
  • развитие эмоционально-эстетических и творческих возможностей детей средствами искусства (музыка, изобразительная деятельность, ручное творчество, арттерапия).
При проведении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать различия между детьми по уровню личностного и речевого развития. Различна обучаемость этих детей — от почти полного ее отсутствия до возможности значительного продвижения, позволяющего ставить вопрос об изменении диагноза.
При изучении ребенка с тяжелым нарушением развития необходимо обратить внимание на следующие стороны его состояния:
  • сохранность эмоциональной сферы;
  • правильность восприятия интонаций речи взрослого и дифференцирование близких;
  • поведение, контакт с окружающими, способы общения (речь, жесты);
  • состояние двигательной сферы;
  • игру;
  • возможность включения в целенаправленную деятельность и уровень развития разных видов деятельности (предметной, изобразительной, конструктивной и др.);
  • состояние речи:
а) понимание обращенной речи;
б) понимание и выполнение ряда несложных инструкций;
в) активная речь (содержание, произношение);
  • уровень представлений ребенка о себе и об окружающем мире;
  • владение, хотя бы частичное, навыками самообслуживания, опрятности;
  • состояние пространственных и временных ориентировок.
В дальнейшем эти сведения пополняются наблюдениями за состоянием внимания, работоспособностью и истощаемостью ребенка, его памятью, свойствами его характера и интересами.

Вся развивающая работа с ребенком, наблюдения и изучение его в повседневной жизни и на организованных занятиях дают возможность сделать обоснованные выводы о степени его обучаемости и о дальнейших перспективах, формах и методах работы с ним.

Важнейшее значение в работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития имеет также организация общения детей со взрослым. Значительное снижение адаптационных возможностей умственно отсталых детей, несформированность их эмоционально-волевой сферы делает необходимым проведение такой работы.

Все психическое развитие ребенка — это процесс усвоения им социального опыта, который он может получить только во взаимодействии со взрослым человеком. Стремление к контакту со взрослым, желание подражать ему, обратиться за помощью присуще нормально развивающемуся ребенку. У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в силу несформированности познавательного интереса такое стремление неразвито, что резко затрудняет возможности направленной работы с ним. Начальный, чрезвычайно важный аспект работы с этими детьми — побуждение их к общению со взрослыми (педагогом, воспитателем, родителями), формирование положительного эмоционального отношения ко взрослым, стремление к контакту с ними.

Важно, чтобы общение со взрослым приносило ребенку радость, было приятно ему, вызывало положительные эмоции, педагогу же следует даже самый незначительный успех отмечать похвалой. Работа по развитию способности к общению со взрослым должна осуществляться в обыденной обстановке, на протяжении всего дня, эту работу рекомендуется проводить также и в специально организованных ситуациях. Побуждать детей к контакту со взрослым надо ласково, поощряя, одобряя ребенка, легонько прикасаясь к нему, обнимая.

Организация общения со взрослым не является отдельным разделом обучения. Оно происходит в повседневной жизни детей, в учреждении и в семье. Вместе с тем независимо от особенностей и возможностей ребенка в специальном учреждении воспитатель должен находить время для индивидуальной работы по установлению эмоционального контакта с ним.
Основным показателем способности детей к обучению является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Уровень сформированности целенаправленной деятельности служит интегративным показателем психического развития ребенка.

Обучение и развитие детей ведется на протяжении всего времени бодрствования: в процессе выполнения режимных моментов, в различного рода играх и на специальных занятиях. Внимание педагогов в первую очередь должно быть обращено на организацию быта детей, соблюдение охранительного режима, сохранение спокойного, доброжелательного тона, максимальной внимательности к каждому ребенку, использование любой ситуации для общения с ребенком и оказания ему помощи.

         По результатам исследования был сделан вывод, что что содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с тяжелыми нарушениями интеллектуальной сферы, должно быть построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач. Необходимым является максимально раннее включение детей с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.

С материалами исследования в полном объеме можно ознакомиться по ссылке: http://docplayer.ru/41605359-Psihologicheskie-osobennosti-detey-s-ogranichennmi-vozmozhnostyami-zdorovya-rostovyh-e-i.html

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования