2 апреля 2018 г.

Готовимся к ГИА по литературе: учащиеся 11 классов примут участие в мониторинге и напишут развёрнутый ответ на проблемный вопрос

19 апреля текущего года. учащиеся 11 классов общеобразовательных организаций Ленинского и Киевского районов города Донецка, городов Ждановки и Макеевки примут участие во втором (завершающем) этапе внешнего выборочного мониторинга качества учебных достижений обучающихся по литературе в рамках изучения состояния преподавания базовых учебных дисциплин. Одиннадцатиклассники напишут развернутый ответ на проблемный вопрос по литературе по программам среднего общего образования.
Учащимся необходимо будет дать развёрнутый ответ на вопрос (140-150 слов), включив в него характеристику историко-культурного контекста, примеры из художественного(ых) произведения(й), правильное толкование литературоведческого(их) понятия(й) и роли художественных средств, а также вывод.

15 февраля учащиеся, выполняя задание первого этапа мониторингового исследования, отвечали на вопрос «Патриотизм – это громкие слова, шумная деятельность и суетливость, простое и естественное чувство «потребности жертвы и сострадания при сознании общего несчастия» (Л.Н. Толстой) или нечто иное? (По произведениям русской литературы XIX-XX вв.)».
Оцениваться работы одиннадцатиклассников будут по следующим критериям: объём ответа, содержание, следование нормам речи, языковое оформление ответа.
Отметка снижается, если в развёрнутом ответе на проблемный вопрос нет характеристики историко-культурного контекста или дана лишь частичная его характеристика, нет примеров из художественного(ых) произведения(й) или примеры даны, но они не являются аргументом, есть ошибки в толковании литературоведческого(их) понятия(й) и роли художественных средств, если наблюдается неумение делать выводы и обобщения, вывод отсутствует или является частично правильным, ученик продемонстрировал неправильное понимание вопроса и неумение дать ответ на него, если просматривается несоразмерность частей ответа, в ответе имеется неточность и бедность лексики, заметны неумение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, найдены искажение факта(ов), неточность цитирования и неумение или неуместность использования в тексте цитат, отсутствует материал, существенный для ответа на вопрос, если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, речевой ошибки.
Учитель-словесник на основании анализа полученных в ходе мониторинга данных составляет программу деятельности по повышению грамотности и развитию письменной речи учащихся 11 классов, их подготовки в ГИА по литературе.
19 апреля т.г. в 8.00 на блоге отдела русского языка и литературы (http://kabruss.blogspot.com) будет опубликован текст задания, а также дан алгоритм проведения данного мониторинга (для представителей рай(гор) МК (МЦ), осуществляющих тьюторинг преподавания предмета «Литература», и для учителей-словесников, которые читают предмет «Литература» в 11 классах общеобразовательных организаций города Донецка (Ленинского, Киевского районов), городов Ждановки и Макеевки и принимают участие в мониторинговых исследованиях).
Итоги и анализ мониторинга будут опубликованы на блоге центра анализа и методического сопровождения среднего общего образования Донецкого РИДПО (http://omkoridp.blogspot.com/), рекомендации по повышению грамотности и развитию письменной речи учащихся 11 классов, их подготовки в ГИА по литературе – на блоге отдела русского языка и литературы (http://kabruss.blogspot.com).
Желаем выпускникам хорошей подготовки и достойных результатов.
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы